Готовность старшеклассника к профессиональному самоопределению

При этом далеко не всем подросткам необходимо навязывать необходимость совершения личный профориентационно значимых «открытий» - каждый из них имеет воспользоваться правом на их сознательное избегание, перенесение груза ответственности за выбор образовательно-профессионального маршрута на внешние обстоятельства. Однако условия для совершения этих «открытий» должны быть предусмотрены для каждого, кто решится на них. Создание этих условий, ориентированное и на кадровый запрос региона и муниципалитета, и на становление субъектной позиции будущего игрока на рынке труда, должно быть одним из главных векторов реформирования как старшей, так и основной школы.

Поддержка профессионального самоопределеления как особая категория педагогики, как забота об индивидуальном благополучии человека предполагает изменения в представлениях о методологии педагогической деятельности, в оценках эффективности проведенной работы.

Отход от логики предопределенности, свойственной для обучения и воспитания, является для поддержки профессионального самоопределения необходимым условием. В ее процессе происходит не линейное развитие каких-либо качеств личности, а объемное изменение трудноописуемых параметров, реально проявляющееся в показателях индивидуального поведения, эмоционального состояния, продуктивной деятельности и т.д.

Представление педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников как компенсации недостаточности и несогласованности внешних и внутренних ресурсов саморазвития при последовательном принятии решений, связанных с после школьным образовательно-профессиональным маршрутом, определяет необходимость охарактеризовать эти ресурсы.

Ресурсом, в широком смысле слова, называют ту или иную возможность, к которой можно прибегнуть при возникновении соответствующей необходимости.

Что относится к внешним ресурсам педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников?

Во-первых, это регулярно обновляемый путеводитель по регионально-муниципальному спектру возможностей продолжения образования и профессионального становления. Желательно, чтобы он был создан с использованием современных информационных технологий, гипертекста, средств мультимедиа.