Готовность старшеклассника к профессиональному самоопределению

Анализ трактовок «педагогической поддержки» свидетельствует, с одной стороны, о неоднозначном их толковании и несводимости педагогической поддержки к единой универсальной модели, с другой - позволяет проследить единство смыслового поля в понимании ее сущности. Это единство отражается в рассмотрении педагогической поддержки как нового явления в массовом образовании, предполагающее либо «содействие» «самопроцессам» с целью выявления и преодоления как объективных, так и субъективных препятствий, либо «защита» от них. Поскольку подросток уже имеет опыт взаимодействия с культурой, социумом, природой, референтной группой, другими людьми и самим собой, то это взаимодействие не может происходить беспроблемно. Задача осуществляющего поддержку - обнаружить проблему и помочь подростку подойти к самостоятельному ее разрешению.

Одной из наиболее сложных проблем, встающих перед подростками и требующих квалифицированной педагогической помощи, является проектирование вариантов послешкольного образователь-но-профессионального маршрута. Она требует адаптации идей и технологий педагогической поддержки, наработанных в теории и практике, с одной стороны - к изменяющимся социокультурным и профессионально-производственным условиям, с другой - собственно к специфике профориентационной проблематики.

Всё вышесказанное послужило основанием для рассмотрения нами педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников как компенсации недостаточности и несогласованности внешних и внутренних ресурсов саморазвития при последовательном принятии жизнеопределяющих решений, в том числе, связанных с после школьным образовательно-профессиональным маршрутом.

Такая компенсация, выстроенная на основе индивидуально- центрированной образовательной парадигмы, предусматривает не заранее преопределенную последовательность технологических операций, а способ согласования спонтанной и организованной составляющих с целью организации диалога между человеком и окружающей его образовательно-профессиональной средой.