Готовность старшеклассника к профессиональному самоопределению

Парадигмальное оформление педагогики поддержки как историко-культурного феномена отражало объективную потребность общества в поиске механизмов, обеспечивающих индивидуализацию человека, формирование у него способности к самоопределению и самореализации. В истории педагогики появление и становление моделей поддерживающего образования было, как правило, связано со становлением либерально-демократических традиций общественной жизни, с возрастанием внимания к человеческой индивидуальности.

Педагогическая поддержка соответствует, по Корнетову Г.Б., одной из трех парадигм , соответствующим основным базовым образовательным моделям, имевшим место в истории человечества.

В реальной жизни элементы педагогики авторитета, педагогики манипуляции и педагогики, как правило, сочетаются в рамках конкретных технологий образования, и говорить можно лишь о превалировании той или иной парадигмы. Все три педагогические парадигм не исключают, а дополняют друг друга, являясь необходимыми для полноценного целостного развития человека, который в ходе своего становления предстает в единстве трех ипостасей, как индивид, являясь таковым от рождения, как личность и как индивидуальность.

В практической деятельности педагога необходимо таким образом организовать образовательное пространство развития ребенка, чтобы в нем сочетались подходы, ориентированные на различные педагогические парадигмы.

Необходимость выделения в вопросах образования категории педагогической поддержки , стала естественным следствием кризиса господствовавшей идеологии и последовавшей за ним резкой смены ценностных ориентаций общества, ослабления государственного и социального заказа на образование.

Охарактеризованные процессы имеют место на фоне развития кризиса «знаниевых» подходов к результатам общего образования, который стал в настоящее время более чем очевиден. Чем более сложным и объемным становится информационное пространство образования, тем более дифференцированным становится вырабатываемое учениками знание. По этой причине в педагогике XX века постепенно складываются и оформляются принципиально отличающиеся от знаниях подходы к результатам образовательного взаимодействия, например - компетентности подходов.