Готовность старшеклассника к профессиональному самоопределению

• определили свои жизненные профессиональные планы 43,3% участников исследования;

• знакомы в общих чертах с выбранной профессией - 83,3%, слабо знакомы - 12,4%, незнакомы - 1,3% опрошенных. Полученные данные показали существование проблемы и на

территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В педагогической практике в рамках общеобразовательных школ предпринимаются определённые действия с целью исправить существующие проблемы в профессиональном самоопределении школьников. Но эти меры малоэффективны из-за отсутствия: соответствующей материально-технической базы; подготовленных педагогов производственного обучения; педагогов, прошедших специальную подготовку в вузах, позволяющую вести образовательную деятельность в профильной школе; и других ресурсов, необходимых для создания образовательной среды способствующей развитию и становлению профильной школы и профессионального самоопределения школьников.

Данное обстоятельство подвигло нас к установлению причин и поиску решений в вопросе профессионального самоопределения школьников на этапе профильного обучения.

В ходе нашего исследования мы установили ряд противоречий, препятствующих решению проблемы:

противоречие между реально сложившейся системой профильного обучения в средней школе и целями, задачами, сущностью профилизации общего образования;

противоречие между созданием необходимых условий организации профильной подготовки школьников и реально имеющейся ресурсной базой общеобразовательных школ; противоречие между имеющимися дидактическими условиями профильного обучения старшеклассников и потребностью образовательного процесса в обеспечении программно-методических материалов специальных курсов профильной подготовки старшеклассников;