Государственный образовательный стандарт: содержание общего среднего образования

Научным коллективом, руководимым В.С. Ледневым (1993), были обоснованы основные принципы разработки государственного образовательного стандарта:

- анализ состояния социокультурной среды и учет образовательных потребностей и возможностей заинтересованных сторон;

- минимизация сложности объектов стандартизации (единиц содержания образования и др.) при сохранении их целостности, системности и функциональной полноты с точки зрения целей образования;

- согласованность и преемственность стандартов образования по его ступеням и областям;

- динамичность образовательного стандарта, возможность его совершенствования;

- возможность высокотехнологичной инструментальной проверки стандарта образования.

Важный показатель системы образования - степень демократичности его стандарта, характеризующаяся прежде всего соотношением доли образования, централизованно нормируемой органами власти, с долей образования, самостоятельно определяемой учебными заведениями.

В Законе Российской Федерации об образовании (1992) предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений. Вот почему в государственном стандарте общего среднего образования выделяются три уровня: федеральный, национально-региональный и школьный.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.

Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.