Государственная политика в области качества образования

Управлять качеством системы образования означает делать правильный выбор и осуществлять механизмы эффективного воздействия на все элементы, все ресурсы системы образования, на то, что обеспечивает (прямо или косвенно) результат образования. Под ресурсами образовательной системы понимают все, что непосредственно участвует в образовательном процессе: трудовые ресурсы образования (педагоги, обслуживающий персонал, организаторы образования, авторы учебников и учебных пособий и т.п.), педагогические технологии, капитальные ресурсы (аудитории, учебно-методическая литература, компьютеры и т.п.). Насколько эти ресурсы отвечают современным требованиям, уровню технического и технологического развития общества, настолько они могут повлиять на качество образовательного процесса. Именно ресурсы и их качественные характеристики в значительной степени определяют результат образования.

Отсутствие механизмов управления ресурсами образования приводит к недостаточно эффективному их использованию, потере времени и средств. Как правило, главным ресурсом образования называют педагогические кадры. Качество их подготовки, правильно выбранная система стимулирования их работы, условия труда, престижность, конкурентоспособность, возможности самореализации и самосовершенствования – факторы, которые влияют на качество образования. Кроме того, необходимо учитывать еще ряд факторов: качество программ, методик, средств обучения, уровни обучения, модели образования, наличие механизма саморазвития образовательной системы, научной базы, методов и квалифицированных специалистов в сфере управления образованием.

Оценка качества образования должна проводиться комплексно с анализом всех направлений деятельности образовательного учреждения. Конечной целью такого исследования является совершенствование деятельности образовательного учреждения. В России система контроля качества подготовки рассматривается как неотъемлемая часть учебного процесса, выстроенного в соответствии с единой образовательной программой, ориентированной на модель специалиста, выпускника. Необходимо отметить, что важнейшими факторами социальной защиты будущих специалистов в новых экономических условиях считаются не только высокая профессиональная подготовка, но и личностное развитие выпускника. Такой подход к контролю качества образования вполне соответствует целям образования, зафиксированным в Законе РФ «Об образовании».