Формы взаимодействия социальной педагогики и социальной работы

Сторонники свободного воспитания в отечественной социальной педагогике считают, что базовую основу профессиональной компетентности любого социального работника составляют этические, нравственные, психолого-педагогические характеристики. Подобные убеждения вытекают и из прогрессивных отечественных традиций педагогики среды конца XIX — начала XX вв., идей, получивших свое дальнейшее развитие в социально-педагогической практике. Разделение всей сферы деятельности социальных служб на социально-педагогическую и социальную работу они считают сегодня устаревшим и неправомерным. Между этими дефинициями, согласно их точке зрения, существует другая зависимость. Общепризнанность определяющей роли психолого-педагогической обеспеченности социальной работы как профессии в целом, так и конкретного социального работника в частности предполагает, во-первых, непременное наличие в формирующейся системе социальных служб, в социальной работе как единой профессии — базовой интегративной ос-новы, социально-педагогического фундамента и, во-вторых, развитие социально-педагогической науки, которое как бы «очеловечивает», педагогизирует социальную работу. В данном случае преобладает естественнонаучный образ мышления, рассмотрение психологии человека через призму отражательных возможностей его мозга, а не через призму существующих культурных алгоритмов, имеющих искусственную природу, но тем не менее способных порождать определенную социальную психологию: религиозную, нравственную, общинную и т. д. В основе этой психологии лежит соответствующая культурная норма, а не особенности мышления, памяти, воли, восприятия и ощущения человека. Такой подход предполагает, с одной стороны, опору на интегративную целостную концепцию человека, ориентирующуюся на установление междисциплинарных связей между науками, изучающими человека, а с другой - на осмысление социокультурной природы этих взаимосвязей, поддерживаемых и закрепляемых традицией, спецификой образа жизни и деятельности и находящих отражение в самой сущности человека, особенностях его личности. Считается, что воспитание, политика, идеология и мораль, государство и общественность связаны в единое целое, и это целое исследуют социальные работники. Тесная связь с жизнью, изучением конкретного опыта социальной работы, его глубокое осмысление и теоретическое обобщение является непременным условием работы социального работника и соответствующих социальных служб, основной задачей которых является совершенствование путей, средств и методов решения вопросов социальной политики государства.