Формы организации технологической подготовки педагога

Дидактическая структура учебной информации в виде монологической речи педагога представляет собой одну из ведущих форм управления учебным познавательным процессом наряду с задачными, проблемными способами организации самостоятельного поиска знаний учащимися. Профессиональные умения формулировать учебную проблему, подлежащую обсуждению и изучению, строить и регулировать гипотетические решения задачи, создавать концептуальные модели решения, осуществлять поиск оптимальных путей решения проблемы, а затем производить выбор способа решения и проверять полученные результаты необходимы педагогу для того, чтобы сформировать у учащихся умения применять эвристические приемы решения задач с логическим обоснованием, развивать у них продуктивное мышление, интеллектуальные умения.

Организация задачного обучения наиболее типична на семинарских, лабораторных, практических занятиях как в гуманитарном, так и естественно-математическом циклах дисциплин. Здесь уж без задач не обойтись. Применение проблемных задач и в этом случае продолжает оставаться желательным, но не всегда имеющим место в практике обучения. В системе гуманитарного цикла учебных дисциплин в ряде случаев вообще задачи не применяются, не говоря уже о проблемных задачах. Задания носят чаще всего репродуктивный характер — на воспроизведение содержания науки. Построены задания в форме инструкции, а не в форме задачи, в них указываются состав и последовательность действий, которые требуется произвести. Новая информация приобретается учащимися репродуктивно. Источником содержания заданий является исключительно объект изучения без опоры на развитие и стимулирование мыслительных процессов, без применения педагогом эвристики и логики доказательств. Такой подход к обучению не предусматривает развития интеллектуальных способностей, не формирует интеллект и креативность мышления.

Продуктивный познавательный процесс предполагает не только восприятие и понимание информации, но и ее переработку, перестраивание, эвристические приемы работы с информацией. При решении проблемных задач у обучающихся формируется системный подход к анализу и решению задачи, к изучению цели, условий и требований задачи, к поиску необходимой информации. Знания и действия функционируют как система, в которой происходит процесс познания.