Формы и методы социально-педагогической работы с семьей

Особая роль принадлежит нравственной атмосфере семьи. Пьянство родителей, например, еще до рождения ребенка ограничивает его духовное развитие. Существенно оно обедняется при преклонении семьи перед вещами, своеобразной вещевой болезнью, когда вещь из средства, призванного обеспечить жизнь человека, его быт, становится целью, подчиняя и порабощая человека. Снижается воспитательный потенциал семьи и по мере сокращения ее численности. В однодетной семье возникает ряд воспитательных проблем: чрезмерная боязнь за судьбу единственного ребенка, возникающие нравственные перекосы, обострение конфликтных ситуаций, снижение воспитательного эффекта социального взаимодействия. В неполной семье эти проблемы обостряются до предела.

Воспитательный потенциал семьи в свою очередь во многом зависит от ее национально-региональных особенностей. Учет национально-региональных особенностей воспитания и образования в социально-педагогической практике является основным требованием в связи с тем, что воспитательный потенциал семьи, школы и социальной среды в целом всегда опосредован ценностями соответствующей культуры. Процесс культуры, прежде всего национальной, а через нее, следовательно, мировой, писал в свое время П. Наторп, зависит от того, в каком направлении и какими путями мы поведем воспитание подрастающего поколения.

Каждый этнос имеет свои черты и свойства, определенный национальный характер или психологический склад. Они проявляются и преломляются в национальной культуре. Различие между культурами заключается в характере трудовой деятельности и связанных с ней специфических традициях, в представлениях об удобстве быта, домашнем уюте и семейном счастье, взаимоотношениях членов семьи, в способах развлечений, в понятиях о приличиях, о красивом и некрасивом, в проявлении страсти, в понимании доброты, вежливости, такта, сдержанности и т. д.

Национально-региональные особенности воспитательной деятельности на уровне семьи определяют витальные, ментальные и социальные основы социально-педагогической работы и ее реальные возможности. Они проявляются в структуре потребностей, интересов и способностей детей и подростков, их нравственно-волевых и деловых качеств и тем самым служат исходным пунктом для определения образовательно-воспитательных программ.