Формы и методы социально-педагогической работы с семьей

Особенность социально-педагогической практики в мега-полисе состоит в целенаправленной интеграции разнородных социокультурных влияний на ребенка, подростка, старшеклассника. Характер социокультурной образовательной среды зависит не только от различных образовательных и воспитательных учреждений и учреждений культуры и досуга и т. п., но и от общественных процессов, средств массовой информации, ведущих идей и политических движений, многообразия ценностных ориентации, составляющих эмоционально-нравственный фон жизни общества и определяющих умонастроения людей, социально-политическую и экономическую ситуацию, экономическую обстановку. Многообразие алгоритмов жизни требует приведения их к неким единым для всех принципам и правилам жизни.

В выборе форм и методов социально-педагогической работы с семьей определяющую роль играют сложившиеся взаимоотношения между социальной работой и социальной педагогикой, тем более что в большинстве западных стран социальная педагогика рассматривается лишь как одно из направлений социальной работы.

Одним из важнейших принципов работы с семьей является принцип само обеспечения семьи через оказание ей социальной помощи с целью поиска и стимулирования внутренних резервов, которые помогут семье разрешить собственные проблемы. Социально-педагогическая работа с семьей ориентирована как на всю семью, так и на отдельных ее членов детей, родителей и др. В процессе такой работы решаются вопросы рациональной организации внутрисемейных отношений, нормализации жизнедеятельности и досуга семьи, от-ношений с неблагоприятной средой, оказания помощи в рациональном разрешении сложных" семейных коллизий, конфликтов, снимаются стрессы.

Социально-профилактическая работа с семьей заключается в реализации системы социально-психологических, медикосоциальных и правовых подходов, ориентированных на устранение причин возникновения проблем, преодоление семейного неблагополучия, конфликтов, разводов, стрессового состояния, подготовку к выполнению функций родителей, охрану репродуктивного здоровья молодежи, организацию работы по преодолению ошибок, нарушений в системе семейного воспитания.