Формировании индивидуального инструментария исследователя истории педагогики

Б) Общеисторические и историко-культурологические средства, составляющие методы и объяснительные средства для анализа социокультурного контекста движения педагогической мысли:

• концепции философии и истории культуры ;

• обществоведческие концепции ;

• исследования по культуре Российской цивилизации .

В) Историко-педагогические средства, с помощью которых исследуется и описывается собственно историко-педагогический процесс:

• подходы, применение которых для историко-педагогических исследований уже обосновано, парадигмальный, антропологический, аксиологический, этноантропологический, синергетический, традиционно-рефлексивный и др.);

• методы историко-педагогического исследования ).

Г) Частные методы и приемы историко-педагогического исследова-ния:

• методы ;

• процедуры .

Вторая группа познавательных инструментов – средства извлечения информации из объективированных результатов деятельности педагогов рассматриваемого периода. Это предметные средства, с помощью которых осуществляется теоретическое обобщение содержания историко-педагогического процесса в рамках предмета исследования. Как правило, этот инструмент историку педагогики приходится разрабатывать самостоятельно в связи с уникальностью предмета исследования. Так, нам пришлось в качестве критерия и средства оценивания системологических поисков предложить рабочую версию целостного представления множества системных концепций в виде модели методологии общенаучного системного подхода. А для оценки взаимовлияния системного подхода, как нового познавательного средства, привнесенного в педагогику извне, и педагогики как науки-реципиента, мы разработали современную модель методологии педагогики .