Формировании индивидуального инструментария исследователя истории педагогики

Авторы соотносят понятие «научное знание» и «научная информация» следующим образом: научная информация складывается из того, что ученый сознательно отбирает в общем объеме научных знаний. При этом в процессе отбора многое зависит от рефлексивной позиции самого ученого и общего социокультурного феномена научного окружения, в том числе и от того, что научное сообщество на данном этапе относит к числу научного.

Таким образом, историко-педагогическое исследование, как научно-информационное, призвано из массива знаний рассматриваемого периода выявить научную информацию, в том числе и то, что в тот период как информация не воспринималось, считалось маргинальным знанием или даже вообще ненаучным.

В кибернетике существует утверждение, что если для информации не существует различающего устройства, то она воспринимается как шум. Именно поэтому историко-педагогическое исследование должно вестись с помощью специфического, познавательного инструментария, исполняющего роль различающего устройства. При этом в состав исследовательского инструментария должны входить и универсальные «различающие устройства» – для всех видов историко-педагогической информации, и специфические – для конкретных объектов историко-педагогического исследования. В понятие «исследовательский инструментарий» мы включаем не только методы, но и подходы, модели, схемы, теоретические конструкции, применяемые в конкретном исследовании в качестве объяснительных принципов, задающие угол зрения, позволяющие структурировать результаты исследования и.т.п.

Двойственная природа историко-педагогического исследования обусловливает и дихотомию его задач: задачи историко-научного исследования состоят в проведении реконструкции истории движения мысли, а задачи научно-информационного исследования – в извлечении информации и представлении ее в виде целостного теоретического конструкта .

Таким образом, историку педагогики необходимо сформировать несколько групп познавательных инструментов: для исследования и описания процесса развития педагогической мысли; для извлечения информации из объективированных результатов прошлой исследовательской деятельности; для представления целостного продукта.

Попытаемся прокомментировать процесс формирования каждой группы инструментов исследования.