Формирование у учащихся научных понятий

Исследования показывают, что инвентивное образование понятий может достигаться путем перехода на другую ступень организации информации, когда ранее самостоятельные ее части становятся частями более широкого целого, или наоборот. Это совпадает с процессом объединения и обобщения или расчленения -конкретизации. Второй путь - изменение принципа организации информации. Сочетание (координация или соподчинение) элементов внутри информации может заменяться их субординацией, т.е. подчинением. Такой процесс называют центрированием, а обратный ему - децентрированием. Перестройка структуры может выражаться в перецентрировании, т.е. выдвижении в качестве существенных тех элементов, которые были второстепенными, и обратно.

Понятия возникают как результат психической активности, которая организует свое содержание в определенные структуры по внутренним законам. Деятельность, возникающая из собственной активности системы и определяемая ее внутренними свойствами, называется спонтанной (т.е. самопроизвольной). Понятия, следовательно, являются продуктом спонтанной психической деятельности, а поэтому их невозможно «сообщать» или «передавать» учащемуся. Образование понятий - процесс творческий.

Многочисленные эксперименты позволили установить, что к факторам, благоприятствующим инвентивному образованию понятий, относятся следующие: особенности личности и мотивации обучаемых; направленные усилия, поиски и многократные попытки, сопровождаемые проверкой результатов; наличие соответствующих знаний и умений; предварительный анализ сущности мыслительной задачи и оценка возможных ее решений; направленность мышления. Психологи Майер и Вертгаймер доказали, что для образования у учащегося правильных понятий зачастую достаточно только желания, прилежания и знания. Нужно, чтобы мышление было направлено на соответствующие функции и признаки объекта. Дункер показал, что понятие образуется быстрее и правильнее, если учащийся осознает, для чего оно нужно, какие задачи позволяет решать, к каким областям действительности относится.