Формирование у учащихся научных понятий

В обоих случаях проверочные действия управляются выделенными признаками предметов. Но в первом случае эти признаки выделяются интуитивно, часто бессознательно. Восприятие как бы руководит анализом. Во втором случае признаки выделяются сознательно на основе некоторой мысленной гипотезы. Логический анализ руководит восприятием.

Нетрудно заметить, что в практике обучения используются оба пути формирования понятий. Выбор пути зависит от характера задачи, опыта и знаний ученика, наконец, склада его психической деятельности (Ханфман). Путь интуитивных гипотез и конкретно-практических проб лучше использовать в том случае, если у учащегося мало информации о возможном значении тех или иных признаков предмета или решаемой задачи. Там, где эти значения (принципы классификации) известны, лучше применять абстрактно-логический путь.

По мнению бихевиористов, человек имеет в своем репертуаре еще один тип реакций, которыми не располагают животные. Это вербальные реакции, речь, или символические действия. Реагирование одинаковым словом на группу раздражителей (стимулов), имеющих один и тот же значимый признак, есть проявление понятия. Формирование понятий поэтому сводится к дифференцировке генерализованных условных рефлексов, с той лишь разницей, что практические оперантные реакции заменяются словесными. Обучение понятиям рассматривается как обучение правильному употреблению слов или как связывание определенного слова с предметами, имеющими определенный значимый признак.

Из этого следует, что для выделения существенного признака вовсе необязательно наблюдение и сравнение нескольких разных объектов, которые его имеют. Необходимо, чтобы этот признак был значимым, тогда учащийся обнаружит, выделит его даже в одном-единственном предмете (явлении), с которым встретился.

Многое зависит от психического склада обучаемого и от типа его мышления. Например, при решении задач с кубиками у младших школьников преобладает интуитивно-практический, а у студентов - абстрактно-логический путь. Имеет значение и различие между людьми с образным и абстрактно-логическим типами мышления.