Формирование у учащихся научных понятий

Опыт показывает, что традиционное обучение не дает желаемых результатов. Понятия формируются не всегда верные и полные, и сам процесс формирования понятий растягивается на неопределенный срок. П.Я. Гальперин считал, что задача учителя -обучать понятиям, передавать опыт поколений, сохранившийся в понятиях. Главное - он должен научить учащихся способам использования понятий, поэтому не следует заставлять их самостоятельно отыскивать существенные признаки вещей, закрепленные в понятиях.

Для того чтобы понятия формировались полно и безошибочно, деятельность ученика должна строиться на полной ориентировочной основе, т.е. учитель должен давать ученику готовыми все существенные признаки объектов и обучать его пониманию того, каких операций требует каждый из этих признаков для его выявления или воспроизведения.

Ориентировочная основа действий устанавливается и осваивается на отдельных конкретных образцах. Это предполагает наличие алгоритма, который исчерпывающе указывает, какие признаки объекта и в какой последовательности следует выделять, какие действия нужно выполнять при наличии тех или иных признаков, к каким результатам эти действия приведут, под какое понятие следует подвести объект при получении того или иного результата. Многократное использование этого алгоритма применительно к различным конкретным объектам (образцам) приводит в результате к формированию у учащегося соответствующих понятий. Этот путь П.Я. Гальперин, в отличие от традиционного, назвал вторым типом обучения.

Он предложил и несколько иной путь. В качестве объектов ориентировки учащемуся даются не конкретные образцы, а общие принципы и структуры изучаемого класса предметов (явлений). В этом случае учащийся сам, исходя из общих принципов, строит ориентировочную основу действия с конкретными объектами. П.Я. Гальперин назвал его третьим типом обучения.

Представителями этой концепции были проведены многочисленные экспериментальные исследования, которые показали, что названные типы обучения действительно позволяют добиться существенного улучшения усвоения понятий. В частности, они ускоряли усвоение понятий, обеспечивали их полноту, гибкость и безошибочное применение, формировали сложные и абстрактные понятия в значительно более раннем возрасте.