Формирование профессионального самоопределения в профориентационной работе

На современном этапе развития образования проблемы профессионального самоопределения школьников обретают все большее значение. Об этом свидетельствует анализ концептуальных документов развития образования в Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и г. Пыть-Ях.

Одной из приоритетных, задач стратегии модернизации является целенаправленная установка на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, ясно представляющей себе спектр имеющихся на сегодняшний день возможностей и ресурсов и способной успешно реализовать избранную позицию в том или ином социальном пространстве, умеющей учиться и овладевать новыми смежными профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда. Решение этой задачи требует определения в качестве одного из ключевых направлений образовательной деятельности формирование профессионального самоопределения учащихся. Этого требуют и условия перехода к предпрофильной подготовке и профильному обучению в общеобразовательных школах.

Сложившаяся ситуация с необходимостью требует поиска таких форм организации учебных занятий и их сочетаний, которые, будучи сообразны возрасту, в максимальной степени способствовали бы становлению ключевых компетентностей выпускника, проходящего период учебного, профессионального и социального самоопределения.

Основная и старшая школа являются особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит социальное, профессиональное и гражданское самоопределение молодежи.

Профессиональное самоопределение понимается как процесс полноценного психологического и личностного развития учащегося, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, способностей, высокий уровень самосознания. Поэтому подготовка к выбору профессии должна стать органичной частью всего учебно-воспитательного процесса в школе и семье. Одной из важнейших задач в данном контексте является работа по формированию у школьников «стремления к самопознанию, активизации внутренней позиции в выборе профессии». Правильный профессиональный выбор свидетельствует о сформированное™ личности учащегося, его склонностей и способностей, о пони-мании ими своих индивидуальных особенностей, знании мира профессий. Важнейшим аспектом профессионального самоопределения является система ценностных ориентаций личности.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  Следующая > В конец >>