Формирование основных сфер социально-педагогической деятельности

Традиция охватывает объекты, процессы и способы социального наследия и является основой исторической преемственности культуры, выступающей как объективная закономерность, действующая на протяжении всех веков развития общества. Она способствует передаче достижений и ценностей, опыта и навыков от одного поколения к другому, создает непрерывность культурно-созидательной деятельности человечества, обеспечивает взаимосвязь и цельность национальной и мировой культуры. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, ритуалы и правила, отличающиеся устойчивостью и повторяемостью. В сфере духовной жизни традиция воплощает преемственную связь идей, нравственных норм, форм искусства, общения, культуры быта и досуга и служит основой менталитета.

Традиции есть производное многих факторов — геополитических, климатических, психологических, религиозных и др. В зависимости от них формируются нравственные, трудовые, этические, эстетические, бытовые к другие представления, навыки и умения, нормы поведения, художественный стиль, черты национального характера. Основой их формирования выступает постоянная повторяемость ситуации и опыта, закрепление их в соответствующих этических, поселенческих, региональных, профессиональных и других фор-мах поведения, принятых в той или иной культуре.

В качестве механизма формирования традиции выступает милисис — вид социальной тренировки, который в определенной степени «механизирует» человека. Это позволяет ему экономнее использовать свой энергетический запас и быстрее адаптироваться к окружающей социальной среде, сковывает его творческое начало, так как образец начинает довлеть над сознанием личности. При выработке традиции внимание акцентируется лишь на внешнем восприятии того или иного поведения, характере и стиле его выражения в определенном социальном пространстве. Своеобразной стилизации и стерео типизации подлежат не только поступки и мысли, чувства, модели восприятия и оценки поведения, но и образ жизни в целом.

Благодаря этому окружающий мир становится привычным и мы воспринимаем его как некую данность или жизненный мир.

Каждое общество в процессе взаимодействия с внешней средой накапливает определенный опыт. Существуют два пути его передачи: генетический и информационный. Последний осуществляется в процессе социализации.