Формирование мотивации обучаемых к применению ИТО

Потребности безопасности. Для обучаемого с выраженной потребностью в безопасности характерен мотив стабильности, определенности, предпочтение учебы в рамках строго организованной структуры. Такие обучаемые в принципе не испытывают предубеждения к ИТО, но их могут отпугнуть возможности свободного выбора, который предоставляют многие электронные учебники. Зато они будут охотно работать с тренировочной программой, позволяющей им надежно подготовиться к контрольному

испытанию.

Педагог может заметить, что обучаемые с удовольствием выполняют многочисленные задания с использованием уже изученных алгоритмов, но их пугает нестандартная постановка задачи или необходимость проявить инициативу. Это нужно учитывать, подбирая контролирующую программу. Здесь будут неуместны программы, показывающие результат только после полного прохождения испытания. Более приемлемым окажется вариант опроса с непрерывной обратной связью, предполагающей, что сразу же после ответа на вопрос или выполнения задания можно узнать промежуточный результат.

Кроме того, обучаемые, относящиеся к рассматриваемой группе, обычно предпочитают знать уровень сложности задания или вопроса. Это вовсе не означает, что они будут отказываться от более сложных заданий, просто это люди, любящие определенность во всем.

Способствовать развитию таких обучаемых, вывести их за рамки привычных представлений, заинтересовать возможностями ИТО можно следующим образом. Педагог вместе с обучаемым должен четко спланировать его самостоятельную работу с электронным учебником, моделирующей программой или другим программным средством. По тем позициям, где для обучаемого есть хоть какая-то неопределенность (например, для выполнения расчетов требуется самостоятельно выбрать программу или метод), нужно предложить ему проанализировать, что сулит тот или иной выбор. Тем самым педагог показывает обучаемому, что и ситуация выбора также может быть естественным элементом структуры его познавательной деятельности. В дальнейшем готовится все более и более самостоятельно, только консультируясь с педагогом.