Формирование мотивации обучаемых к применению ИТО

1. Потребности безопасности выражаются в стремлении к стабильности, защищенности, организованности. Обучаемые предпочитают четкую структуру и регламентированность учебного процесса, настороженно относятся к нововведениям.

2. Потребности принадлежности, социальной общности (стремление к принятию в своей социальной группе). Доминирующей целью здесь является групповая принадлежность, проявляющаяся в мотивах общения и сотрудничества. Это поиск людей, близких по интересам, стремление к обмену мнениями, сотрудничеству с другими, потребность в обмене результатами деятельности, в совместном решении различных проблем.

3. Потребности самоуважения (чувство собственной значимости, уважение соучеников и педагогов). Обучаемому необходимо ощущение того, что, во-первых, он может справляться с поставленными перед ним требованиями, а во-вторых, что его деятельность признается и оценивается значимыми для него членами социального окружения – педагогами, родителями, товарищами.

4. Потребности самоактуализации (стремление к раскрытию своих способностей, реализации потенциала личности). Наиболее ярко потребности самоактуализации проявляются в зрелом возрасте. Однако их необходимый компонент, а именно – познавательные потребности, определяя центральный мотив множества видов человеческой деятельности, формируются уже в детстве, впоследствии развиваясь или, наоборот, утрачиваясь под влиянием внешних условий.

Хотя мы говорим об иерархии потребностей, это вовсе не означает, что их формирование происходит строго по уровням: от физиологических к потребностям безопасности и т.д.: каждому человеку свойственны сразу несколько потребностей, выраженных в разной степени. Для увлеченных и творческих людей могут быть несущественны потребности безопасности, групповой принадлежности, причем проявляться такие особенности могут не только у зрелых людей – погруженных в творчество ученых, изобретателей, художников или отстаивающих свои убеждения правозащитников.