Философско - педагогические и антропологические теории

2. Смысловая доминанта во взаимодействии двух категорий "педагогический процесс" и "здоровье" будет смещаться в зависимости от "силового поля" науки и предметной области, в рамках которой они рассматриваются. Будучи объединенными в общую систему знания, каждая из этих категорий приобретает не только новые связи и отношения, но и адаптируется к соседствующим понятиям, получая новые оттенки. Обратим внимание на то, что вновь образующаяся система понятий концентрируется вокруг основополагающих категорий — здоровье и педагогический процесс. Однако, в системе педагогического знания большее "силовое поле" имеет категория "педагогический процесс", а в предметной области новой науки - педагогической валеологии, возникшей на стыке педагогики, валеологии, медицины, физиологии, - большую смысловую нагрузку несет категория "здоровье".

Учитывая эти позиции, определим взаимодействие категорий "здоровье" и "педагогический процесс". Необходимо определится с пониманием сущности педагогического процесса. С одной стороны, это сложная многоцелевая функционирующая система, ориентированная на передачу от одного поколения к другому сложившегося социального опыта, а в виде "готового" знания. Вместе с тем, переход на новую гуманистическую парадигму педагогического знания требует рассмотрения педагогического процесса как ценностно - ориентированного взаимодействия обоих его субъектов - преподавателя и учащихся - как живых сложившихся и живущих "подсистем", с уже имеющимся у каждого до вхождения в заданное образовательное пространство меняющимся личностным опытом, включающим уже сложившееся структурированное знание, и живое, трепетное, "очеловеченное" знание. Г. А. Засобина в логике личностно ориентированного подхода определяет педагогический процесс как сложную многогранную развивающуюся систему, в центре внимания которой человек во всем многообразии его проявлений, самостоятельно выбирающий стратегию своей жизни и деятельности, согласующий свои намерения с другими, позволяющий другим быть свободными настолько, насколько сам чувствует себя свобод-ным. В своем основании это определение имеет позицию П.Ф. Каптерева. Мы возьмем его за основу, так как оно наиболее гармонично отражает необходимость и возможность реализации педагогического процесса как здоровье сберегающего.