Философско - педагогические и антропологические теории

Обучение студентов проектированию педагогического процесса, ориентированного на сохранение здоровья его субъектов, стало основой данной работы. В связи с этим необходимо осмысление проблемы проектирования здоровье сберегающего педагогического процесса.

Теоретическое обоснование сущности проектирования здоровье сберегающего педагогического процесса требует, на наш взгляд, следующих шагов:

• определения понятий: здоровье, физическое здоровье, психологическое здоровье, духовно-нравственное здоровье, педагогический процесс, здоровье сберегающий педагогический процесс, здоровье сберегающий принцип обучения;

• освоения теории проектировочной деятельности педагога;

• разработки программы подготовки студентов к проектированию здоровье сберегающего педагогического процесса;

Начнем с определения базовых понятий. Существует множество определений феномена "здоровье". Общепринятой на современном этапе остается официальная трактовка Устава Всемирной организации здравоохранения : "Здоровье - это состояние полного, физического, духовною и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и дефектов развития" .

Заметим, что впервые попытка определения здоровья в системе педагогических категорий была предпринята Л. И. Засориной и Л. М. Чистовым. Авторы определяли здоровье как центральное категориальное понятие концепции образования, в которой высшей целью педагогического процесса признается развитие неповторимой индивидуальности, сохранение и укрепление здоровья ребенка с помощью усиления самоконтроля личности.