Дидактические характеристики технологии формирования новых знаний

Рассказ является более коротким, чем лекция, и занимает, как правило, только определенную часть занятия. Он посвящен менее широким, но более эмоционально насыщенным вопросам. В нем используются различные логические методы рассуждения в сочетании с живым повествованием. План рассказа произволен. Он не обязательно должен доводиться до сведения обучаемых, он во многом зависит от цели, объема материала и уровня подготовленности обучаемых. В рассказе следует использовать цитаты, исторические сведения, аналогии, биографии известных ученых, данные развития экономики и производства и пр.

Любой рассказ обязательно имеет сюжет и включает следующие этапы или компоненты:

- введение;

- кульминационная часть, которая включает поиск и развязку проблемы.

Между завязкой и кульминацией нет жестких границ, обоснование проблемы постепенно переходит в раскрытие ее сущности;

- окончание, которое представляет собой раскрытие следствия, вытекающих из проблемы: практическое использование результатов для дальнейшего развития науки, техники и производства.

Формирование новых знаний путем рассказа имеет большое воспитательное значение, поскольку здесь образно показывается, как решение технического противоречия приводит к замене устаревшей техники новой, и как это влияет на дальнейшие действия людей. Техническое совершенствование производства не всегда осуществляется само собой. Иногда оно сопровождается острой борьбой мнений членов производственного коллектива, связано с предварительными технико-экономическими расчетами. Отображение в рассказе борьбы мнений, пафоса победы прогрессивного решения позволяет воспитывать у будущих рабочих и служащих твердость, убежденность, профессиональный интерес и профессиональную гордость.