Дидактическая регуляция учебной деятельности

Стратегией современного профессионального обучения является рефлексивно-гуманистическое управление. Психолого-педагогическое содержание его выражается в регулировании и стимулировании познавательных действий студентов, направленных на самостоятельное принятие решений в ходе изучения реальной и абстрактной действительности. Технологическая задача состоит прежде всего в том, чтобы определить, насколько жестко следует детерминировать действия студентов. Проблема заключается в проектировании меры неопределенности учебной информации, ее полноты, достаточности или избыточности в расчете на ту или иную степень свободы действий обучающихся.

Предварительно устанавливается целесообразность учебной информации, вводимой в учебный процесс, с точки зрения ее научного содержания и необходимых ограничений. Способ включения учебной информации в процесс обучения связан с логическим структурированием предметно-объектного содержания информации, подлежащей усвоению. Необходимо также выяснить адекватность информации способам управления процессом ее усвоения и выявить объективную сложность этого процесса и индивидуальную трудность усвоения информации.

В условиях эвристической направленности процесса обучения учебно-информационный текст, отражающий речемыслительную деятельность педагога и обучающихся, побуждает студентов к смысл творчеству в области изучаемых вопросов, а педагога — к изобретению новых средств управления своими профессиональными действиями. Наиболее успешно протекает этот процесс, если логическая структура информационного текста приобретает характер рассуждения и решения проблемных задач.

Проблемные задачи направлены на моделирование инновационной среды. Идет постоянное обновление информационного состава и процессуального действия, что влечет за собой повышение уровня притязаний студентов в достижении цели, их стремления понять, объяснить, интерпретировать изучаемые явления и события и тем самым снять имеющуюся в задаче неопределенность, устранить когнитивный барьер, возникший в познавательном процессе.

Бельхамиди Рашид Арезкович

<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  Следующая > В конец >>