Деятельность преподавателя по разработке технологий обучения

В процессе проектирования необходимо определить те способы воздействия на обучаемых, которые позволили бы обеспечить необходимое приращение опыта личности. В дальнейшем следует реализовать представленные технологии и провести их контроль и коррекцию.

Средством осуществления деятельности по выбору способов обучения является дидактическое знание. Задача проектирования сводится к тому, чтобы на основе имеющейся информации о методах и формах организации учебного процесса выбрать те из них, которые следует использовать в каждом конкретном случае.

Рассмотрим характеристику предмета и результата деятельности по разработке технологий обучения.

Одним из основных требований технологического подхода к обучению является рассмотрение обучения как единого взаимосвязанного процесса взаимодействия педагога и ученика. В этой системе взаимосвязи преподаватель, стимулируя активно-познавательную деятельность обучаемых, является направляющим и стимулирующим звеном. Педагогическая технология может быть определена как «искусство учителя, которое выступает как системный метод создания, использования и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с использованием технологических и трудовых ресурсов в их взаимосвязи, что выдвигает задачи оптимизации форм обучения». Такое определение охватывает в целом все приведенные выше положения и раскрывает сущность технологии обучения в современном ее понимании. Нелишне вспомнить заповедь Ушинского о том, что ученик - это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который следует зажечь. Именно поэтому проектирование процесса обучения преподавателем должно осуществляться с учетом умственных и психических процессов, которые происходят в сознании обучаемых в процессе обучения.

При таком подходе к обучению предметом деятельности преподавателя, конечно же, является обучаемый, на которого следует воздействовать с тем, чтобы сформировать у него опыт профессиональной деятельности. Приращение опыта или умения, которые усвоит обучаемый, и станет результатом деятельности преподавателя.