Ценностный подход как основа новой концепции образования

Приведенное рассуждение показывает не только трансформацию ценностей в ходе исторического развития, но и их органическую взаимосвязь и взаимообусловленность. Действительно, считает З.И. Равкин, ценности, понимаемые как цель, условие, основание развития образования в целом, взаимосвязаны между собой и образуют фундамент педагогической системы. В тоже время отчетливо выделяется их качественная специфика, придающая определенные оттенки педагогическим концепциям, институтам образовательной сферы. Особое значение приобретает и раскрытие сущностного значения той или иной ценностной ориентации как предполагаемого основания для развития педагогической теории. Поэтому важно определить, в каких отношениях находятся различные аспекты теории педагогики и основы аксиологии. И еще одно замечание З.И. Равкина представляется концептуальным: ценностный подход может рассматриваться как уникальное связующее звено между теорией и практикой педагогики.

Рассматривая возможности логико-структурных основ построения теории образовательных ценностей как самостоятельной отрасли педагогических знаний, З.И. Равкин указывает на многоаспектность теоретического потенциала когнитивного, гносеологического, аналитико-синтетического и эмоционального плана аксиологической сферы. В этом процессе следует с учетом диалектической взаимосвязи определять соотношение национальных и общечеловеческих ценностей. Кроме того, с особой тщательностью на основе системы критериев должны быть отобраны аксиологические приоритеты образовательной системы. Необходимым аксиологическим потенциалом, учет которого особенно важен, обладает творческое наследие выдающихся педагогов прошлого и настоящего. Опора на идейные истоки оригинальных концепций теоретиков и практиков педагогики может быть фундаментом аксиологической теории образования.

В процессе поиска наиболее точно отражающей смысл системы гуманитарных ценностей, З.И. Равкин и В.Г. Пряникова предложили типологию основных национальных ценностей образования, которая включила весь спектр аксиологически значимых ориентиров:

По мнению авторов данной типологии, предъявленные аксиологические ориентиры являются производными от общечеловеческих и национальных духовных и материальных ценностей и основываются на глубоких исторических корнях народной педагогики, лучших традициях в образовании, что дает возможность педагогической системе в современных условиях развиваться, обогащаться и обновляться.