Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX века

Существенно различна и та призма, сквозь которую смотрели философы образования на личность учащегося: Этнос, Среда, Техника, Бог, Космос, Природа, Культура. Все это непосредственно выразилось в специфической трактовке целей образования, его содержания, форм и методов обучения, в отношениях основных субъектов педагогического процесса. Так, советская педагогика находилась в резкой и принципиальной оппозиции к христианству как якобы носителю неистинного, ложного, враждебного ей знания.

При этом следует признать достаточную индифферентность конкретных педагогических технологий, парадоксально сближающих принципиально различные философии образования. Например, по отношению к роли учителя в образовательно-воспитательной деятельности идентичную позицию – сведение ее лишь к функции эксперта – занимали выразители свободного воспитания и социально-реформаторской педагогики. Пошаговое формирование базовых умений и навыков сближало социально-рационалистическое и технократическое направления. Преобладание творчески-исследовательской установки объединяло социально-рационалистическую, антрополого-гуманистическую и христианско-антропологическую образовательные системы. Ориентация на мировую цивилизацию, подчеркнутую «наднациональность» причудливо соединяло космическую, социально-реформаторскую педагогику и свободное воспитание. Актуализация русских национальных ценностей выступала интегрирующей основой антрополого-гуманистического и христианско-антропологического направлений.

Сейчас важнейшим становится вопрос о направлении дальнейшего развития российского образования на основе преодоления социокультурного раскола. Через «мост» доминирующих у разных направлений ценностных ориентации потенциально возможен переход к глобальным, планетарным и возвращение к традиционным ценностям российского образования. Обозначилась тенденция к плюралистичности, индивидуализации ценностных предпочтений, к созданию некой новой модели образования. Ее ведущими принципами, полагаем, могут стать следующие успешно апробированные в отечественной педагогике первой трети XX в. положения: гуманистическая установка образовательного процесса, акцентирование всей деятельности на личности ребенка; культур сообразность обучения и воспитания в соответствии с геополитическими и социокультурными доминантами российской цивилизации, региональными особенностями; реализация принципа социальной справедливости; гуманитарная направленность образовательных дисциплин.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6   Следующая > В конец >>