Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX века

Главной целью считалось достижение самоактуалиэации воспитанника. В содержании образования приоритет отдавался гражданским и «человековедческим» знаниям, прежде всего гуманитарным. Большое внимание уделялось развитию творческого потенциала личности на основе широкого использования средств искусства.

В силу исторических причин христианско-антропологическое направление, в формирование которого значительный вклад внесли труды Л.Н. Толстого и В.В. Розанова, после Октября 1917 г. развивалось главном образом в русском педагогическом зарубежье – в произведениях В.В. Зеньковского, русских религиозных мыслителей, в разработках сотрудников религиозно-педагогического кабинета при Богословском институте в Париже . Базовые ориентиры детерминировались православием и его постулатами. Целью образования и воспитания ставилось осознание юношеством русской эмиграции дела служения Отечеству как особой жизненной миссии. Трактовка содержания образования была достаточно широкой, однако с существенным компонентом богословских знаний и акцентом на религиозно-нравственное воспитание.

Космическая педагогика, развивавшаяся В.И. Вернадским, К.Э. Циолковским и К.Н. Вентцелем, ориентировалась на выживание человечества как единой общности, достижение солидарности народов путем диалога культур. Образовательные цели виделись в стимулировании у ребенка способности к диалогу с Космосом, Вселенной, в понимании проблем всего Человечества как своих собственных. Основное содержание составляли экологические и ноосферные знания.

Эта по необходимости краткая характеристика основных направлений отечественной педагогической мысли рассматриваемого периода позволяет выявить общее – их гуманистический характер. Несомненны, однако, и значительные различия между ними.

Выделим крайние точки зрения : от трактовки всей познавательной деятельности как творческой до прочного и адекватного усвоения учениками конкретных разработок, методик, памяток и схем ; от подчеркивания главной направленности деятельности школы на общее образования как самоценности к акцентированию важности специальной подготовки для определенной деятельности ; от выдвижения в качестве высшей ценности духовно-нравственного содержания образования, формирования соответствующего эмоционального отношения к знаниям к подчеркиванию сугубо прагматической ценности конкретных знаний, умений и навыков без их нравственной оценки ; от доминирования фактора свободы как главного условия развития личности к достаточно осторожному отношению к такой свободе, таящей возможность отхода от господствующей идеологии в сторону «педагогического анархизма» .