Цели, задачи и функции социальной педагогики

Данилевским и О. Шпенглером было убедительно показано, что культура не ограничивается лишь обще рациональным субстратом, всецело зависящим от развития умственных способностей человека, а представляет собой этносоциальный, региональный, поселенческий, половозрастной и др. относительно замкнутый социокультурный тип, придающий ей особые качества и характеристики цельного социального организма. В качестве таких особенностей выступают язык, обычаи, традиции, придающие жизнедеятельности человека особый смысл, характеризующие его образ жизни и образ мысли. Многолетний опыт жизни социальных общностей вырабатывает свои обыденные нормы поведения, свои представления о добре и зле, ценностях жизни. Благодаря их различию и становится возможным социокультурное взаимодействие как условие развития культуры. По мере ассимиляции социокультурных типов, нарастания однородности культуры исчезает и основной источник ее развития. Культура как бы вырождается, исчезают целые цивилизации.

Все это давало основания предположить, что наряду с формальным и реальным образованием, ориентированным на развитие общих умственных и других способностей ребенка и функциональную его подготовку, выделяются еще социальное, или социокультурное, образование и социальная педагогика. На это в свое время указывал еще А. Дистервег. Однако лишь в начале XX в. П. Наторп и другие представители неокантианской философии суть социальной педагогики начинают усматривать в ценностно-нормативной природе образования. Ценность, по их мнению, — основная характеристика любой культуры, указывающая на значимость в ней тех или иных явлений и фактов и определяющая форму отношения субъекта к своему бытию, реальным условиям жизнедеятельности через выражение определенных смыслов и значений поведения и деятельности. Она превращает его в субъекта культуры, способного ориентироваться в основных требованиях общества: нормах, предписаниях, запретах, идеалах и др.

Ценность существует только в определенной социокультурной среде. Так, в странах Запада имеют место одни ценности, а в странах Востока, в различных регионах одной и той же страны, в городе и деревне, в молодежных и других субкультурах — совершенно другие. Различные иерархии ценностей в одну и ту же эпоху свойственны мужской и женской, детской, молодежной и старческой субкультурам.