Цели, задачи и функции социальной педагогики

Развитие личности происходит в общении с другими и совместной деятельности, и в этом плане воспитание социально. Учащийся не просто отражает действительность в виде той или иной знаковой информации, но и познает самого себя как объекта и субъекта соответствующей культуры. Уже сама природа социума, его особенности во многом определяют процесс познания, направляют его в виде как коллективного бессознательного плана или установки, так и ценностно-нормативной предпосылки, лежащей в основе целеполагания. Принцип «отразить», «скопировать», «смоделировать» действительность на основе экспериментального и других методов научного познания и стремление на этой основе изменить действительность в строгом соответствии с поставленной целью далеко не единственно возможное и достоверное. Макрокосмос как некая объективная реальность и микрокосмос как наше субъективное «я» развиваются не по единым, а совершенно различным законам: законам развития Вселенной и законам развития культуры. Тип мышления обусловлен существующим менталитетом социальной общности и тем мировоззрением, которое формируется на этой основе.

В развитии личности исключительно важная роль при-надлежит овладению ею тем народным опытом, который концентрируется в соответствующих ритуалах, обычаях, верованиях, моральных нормах и представлениях, имеющих ценностно-смысловую значимость для представителей соответствующей социальной общности. Это особенно важно на этапе дошкольного и начального школьного образования, так как в данный период до активного мысли деятельного процесса дело практически не доходит. Действительность воспринимается ребенком больше в мифологических, чем научных формах. Индивидуальное же развитие обеспечивается не столько как развитие разума, сколько как духовный рост, саморазвитие, проявляемое в способности противостоять объективным обстоятельствам. В обеспечении такого развития и заключается главная цель социальной педагогики.

Достигается эта цель лишь через включение индивида в реальное социокультурное пространство и время, которое в отличие от физического пространства и времени задается духовностью народа, характером социальных ценностей, выступающих как разновидность практики соответствующего этноса, народа, населения региона, поселения и т. д. Еще в XIX в. Я. Я.