Цели, задачи и функции социальной педагогики

Существующее целенаправленное воспитание — это закрытая система, хотя любая школа стремится поддерживать связь с семьей учащегося, интересуется, как она проводит свободное время и т. д. В основе взаимодействия неизбежно лежат требования школы, которые она стремится распространить и на семьи, и на внешкольную деятельность, и на родителей, превращая их в добровольных помощников учителя. С этой целью проводится обучение родителей. Однако упорядочение учебно-воспитательной системы за счет управления, воспитания, организации, институализации в целом, единства культурных кодов, единых алгоритмов не позволяет до конца преодолеть имеющиеся противоречия между школой и семьей, между требованиями школьной дидактики и требованиями жизни, окружающей социокультурной среды. К тому же полная стандартизация, исключающая всякую случайность и стихийность развития, невозможна. Наряду с организацией продолжают сосуществовать самоорганизация, различные формы стихийной адаптации и саморазвития. Образцы поведения не только вносятся в социокультурную среду, но и вырабатываются ею стихийно. Они обретают не форму строгого алгоритма, а вид мозаики. Нет воспитательного и образовательного пространства, подобного физическому пространству вещей. Оно не может быть не чем иным, как социокультурным. Одного лишь отрефлексированного опыта развития всего человечества, достижений всей куль-туры, которые целенаправленно вносятся в жизнь ребенка школой, еще недостаточно. Его нравственное воспитание — улица с двусторонним движением: от повседневной морали к моральным абсолютам и от моральных абсолютов к нормам повседневной культуры, нравственной свободе выбора поведения. Эта свобода обеспечивается уже самим существованием различных социальных групп и общностей , которые живут и действуют отнюдь не по единым правилам. Добро и зло в каждой из конкретных культур понимается по-разному, воспринимается каждой личностью через призму ее обыденного сознания, прежде чем стать регулятором индивидуального поведения. Уже само осмысление собственной жизни предполагает выбор соответствующей ценности, представленной в виде мифа, религиозных догматов, философских воззрений, научных истин и т. д. Обращение к ним упорядочивает нашу жизнь, в то время как метание от одной ценности к другой создает неопределенность позиции, вызывает тревогу и неуверенность в себе.