Целевое назначение профессиональных задач и их содержание

Отбор информации должен отвечать возможностям учащихся, их восприимчивости к новым знаниям и действиям, пониманию, темпу и глубине усвоения. Учебная информация должна быть адекватной возрастным и индивидуальным психологическим особенностям обучающихся, а также уровню их образовательной и процессуальной подготовленности; должна соответствовать известной учащимся научной концепции и системе знаний, позволяющей активно воспринимать новую информацию адекватно ее истинному содержанию и смыслу. Поэтому необходимы адаптация научной информации к аудитории и, в частности, построение ее структурной модели, отработка ее по логическому основанию и в соответствии с поставленными целями.

Второе дидактическое правило для построения логической структуры информации вытекает из дидактического принципа доступности: информацию необходимо сделать понятной для учащихся, иначе управленческая функция педагога будет неэффективна. Информацию необходимо рассчитать с точки зрения ее объема и уровня сложности для оптимальных структур управления .

Кроме того, работа с отбором, дидактическим структурированием информации касается определения и прогнозирования ее направленности и своевременности. В ином случае она перестает быть понятной и не усваивается учащимися. В педагогике это требование находит свое выражение в решении таких задач, как отбор нужной информации для раскрытия конкретного вопроса при построении учебных задач, конструирование беседы с учащимися, осуществление оценивания знаний учащихся и отбор принципиально существенных знаний и умений для контроля за успеваемостью учащихся и т. д.

Объем, состав, иерархический порядок информации первоначально определен в учебных программах. Но там информация лишь названа, а не вскрыта. Форма представления информации во многом оказывает влияние не только на точность, но и на скорость усвоения, на глубину и перспективы развития знаний. Вопросы, нашедшие свое отражение в учебной программе, только представлены, но не определены в своем содержании и научной интерпретации.