Антропологические основания теории и практики образования

Согласно их представлениям, функции разума созревают самопроизвольно: влечения, воля, интересы, интуиция имманентны человеческой природе. Развитие личности есть ритмический процесс, вовлеченный в переплетение возрастных циклов. Жизнь человека – процесс расширения его сознания, сферы целей и постоянное стремление установить гармонию между целями. Ум стремится к гармонии между мыслями, воля – к единению между действиями, и то, и другое тесно связаны с гармонизацией соответствующих им целей. Человек при рождении получает возможность развития, которая остается действительной на протяжении всей его жизни. Человек имеет только то, что он приобрел. Жить – значит развиваться, а развиваться – значит жить. Воспитание трактуется преимущественно как духовно-историческая рекапитуляция, приобщение к исторически накопленной культуре, но что приобщение – не цель, а средство обогащения внутренней и, стало быть, внешней жизни, каждый период которой стремится добыть и удержать свою особую жизненную ценность. Для этого оно должно помогать ребенку справиться с сегодняшними его трудностями. Ребенок, подчеркивали представители философского течения, нуждается в трудностях, и задача состоит в том, чтобы научить его любить трудности. Главная задача педагогики – уравновесить случайное влияние среды с целенаправленным специально организованным. Главный ее метод – обнаружение смысловых, ценностных образований в культуре, к которой приобщается воспитуемый. Тем самым наука об образовании служит восстановлению правоупорядоченного мироустройства.

Представители опытнического течения рассматривали жизнь человека как процесс раскрытия заложенных в человека свойств, благодаря опыту, накапливаемому в ходе его активной деятельности. На эти идеи опирались У. Джеймс, С.Г. Холл, Э. Кей, У. Бегли, Л.Н. Толстой, С.Т. и В.Н. Шацкие, С.Н. Дурылин, А.У. Зеленко, А.А. Фортунатов, И.И. Горбунов-Посадов, Л.К. Шлегер, А.С. Макаренко и др. Рост опыта трактовался как обогащение конкретными знаниями. В самой природе жизни заключена тенденция насытить всякий момент полной самодовлеющей ценностью. Ребенок –это не просто маленький взрослый, всякое детство принципиально своеобразно. Опытническое течение отменяло теоретическую регламентацию образования, упраздняло нормативную педагогику. Мостом, соединяющим область умозрения с действительностью, им служил живой опыт образования личности в ходе проживаемой ею индивидуальной и коллективной жизни.