Антропологические основания теории и практики образования

Относительная узость антропологической ориентации данного течения сказалась в односторонности применявшегося в его рамках метода. Только на базе, лабораторного эксперимента, тестологических данных и опросников оказалось невозможным построить надежное учение о целостной природе ребенка. Однако это течение внесло важный вклад в совершенствование методик обучения грамоте, арифметике, трудовым навыкам, способствовало укреплению связей педагогики с экспериментальной психологией. Были заложены основы медицинской педагогики и рефлексологии, предложены рекомендации по предотвращению душевных трагедий и катастроф в подростковом и юношеском возрасте, осознана необходимость ввести должности школьного врача и консультанта-профориентатора.

Это течение методологически сблизило педагогику с медициной. В его рамках сформировалось понятие педагогической диагностики, а достижения психотехники стали использоваться для построения педагогической прогностики, в частности профориентации и психолого-педагогического консультирования. Вместе с тем вскрылась сложность сознательной и неосознанной душевной жизни младенца и ребенка, что заставило педагогов пересмотреть понятие детства, в которое пришлось включать и психосексуальный компонент. Успешный опыт лечения неврозов показал огромное значение детства, и особенно его подсознательного компонента, в дальнейшей жизни человека.

Социологическое течение. Наиболее яркими его представителями были Г. Спенсер. Э. Дюркгейм, Р. Зейдель, М. Вебер, М. Мид, К. Манхем; Р. Беллино, Э. Гемахер, П. А. Кропоткин. Н.. А, Рубакии. В.И. Чарнолусский и др. Они считали природу личности производной от природы общества и его «коллективного сознания», отрицали саму возможность разрешить проблемы воспитуемости и обучаемости, исходя только из механизмов психической деятельности пли физиологии высшей нервной деятельности. Развитие индивида, считали они, есть процесс социализации, превращения человека из биологического существа в социальное. Наиболее мощное воспитывающее влияние на личность оказывают общность, стиль ее жизни, верования, ценности. Самые лучшие природные способности обречены на гибель, если они не опосредствованы сегодняшними социальными процессами.