Антропологические основания теории и практики образования

4. Антропологические основания течений в педагогике XX в. По характеру ответа на проблемы природы и сущности человека различимы следующие течения.

Синтетически-антропологическое течение. Это концептуально-универсальное, синтезирующее знание о человеке, которое несут философия, искусство, прежде всего литература, наука, религия. В числе его представителей – М. Монтессори, О. Декроли, Я. Корчак, Г. Винекен. Ф. Гансберг, Дж. Дьюн. П. Монро, В. Рейн, Ф. Бюиссон, С. Френе. А. Нил, К. К. Сент-Илер. В. А. Волкович, М. И. Демков, Н. А. Корф, В. И. Водовозов, Н.Ф. Бунаков, В. П. Острогорский. А. Я. Герд, A. Ф. Гартвиг, Ю. И. Айхенвальд, ПФ. Лесгафт, В. М. Бехтерев, B. А. Вагнер. Н. Н. Ланге, Н. Д. Виноградов, А. Ф. Лазурский, П. Ф. Каптерев, М. М. Рубинштейн, А. А. Крас-новский, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Н. М. Щелованов, Е. А. Аркин, М. П. Денисова. Н Л. Фигурин, М. Я- Басов и др.

Аксиома синтетического течения: целостность и неделимость личности; единство общего, особенного и отдельного в каждом; активная орудийно-знаковая природа душевных сил высших психических функции и способностей человека; апперцептивный характер приобретения любого опыта; пластичность всех личностных свойств; развитие душевных сил в ходе и результате взаимодействия врожденных программ роста с окружающим миром природы, вещей, социальных установлений, с миром культуры.

Благодаря усилиям Мак-Миллана, Монтессори и Декроли получило признание о сензитивностн отдельных периодов развития ребенка к определенным по содержанию, количеству и качеству воздействиям на него. Идея сензитивных периодов тесно привязывала воспитание и обучение к этапам развития личности.

П. Ф. Лесгафт и А. Ф. Лазурский заложили основы педагогической характерологии, создали типологию характеров, складывающихся под влиянием наследственности, окружающей среды и воспитания. Для Лазурского педагогика выступала как экспериментальная философия, психология и практика. Предложенный им так называемый естественный эксперимент стал одним из самых важных приобретений педагогики XX в.

Представители синтетически-антропологического течения широко опирались на данные художественной литературы, служившей им источником для проникновения и скрытый духовный облик детей. Опора на материалы искусства расширяла и обогащала арсенал познавательных методов н упрочивала принцип антропологической ориентации.